Дизельное топливо и его свойства

Одними из наиболее важных свойств, по которым нужно осуществлять выбор топлива для дизельных двигателей ЯМЗ являются характеристики его вязкости, а также низкотемпературные свойства (то есть его «поведение» в морозную погоду).

Горючее для высокооборотистых дизелей должно иметь показатели кинематической вязкости при температуре 20°С  1,5-6,0 кв.мм/с . При понижении вязкости дизтоплива неизбежно будет уменьшаться цикловая подача из-за протечек и подобных потерь в плунжерных парах. Одновременно может появиться подтекание через распылитель форсунки, из-за чего повышается нагарообразование и увеличивается дымность выхлопа. Кроме этого, топливо малой вязкости резко стимулирует повышение износа ТНВД дизеля ЯМЗ 236, поскольку его прецизионные узлы и детали будут хуже смазываться.

Чрезмерная же вязкость горючего - тоже не подарок. Она приведет к ухудшенному смесеобразованию и сгоранию, поскольку значительно затрудняется распыл и дробление капель топлива при впрыске. Вместе с этим может  ухудшиться и прокачиваемость солярки через фильтры.

Как известно, вязкость дизельного топлива понижается с нагреванием и, напротив, увеличивается при понижении температуры. Чем более высокое значение вязкости при стандартных 20°С, тем более сильными будут изменения в горючем, происходящие при понижении значений температуры. Так, летние сорта уже при каких-то минус 3-5°начинают загустевать и прекращают нормально прокачиваться сквозь топливный фильтр. Это так называемая «температура помутнения», то есть начало кристаллизации тех парафинов, которые содержатся в топливе. При показателях температуры около минус 10° такое дизтопливо просто-напросто застывает.

В таком случае попытки пуска мотора с летней загустевшей соляркой без предварительного отогрева грузовика практически стопроцентно заканчиваются повреждениями ТНВД. В данной ситуации не смогут спасти никакие средства, предназначенные для облегчения пуска дизелей, поскольку подача топлива внутрь двигателя нарушена. Скажем более, для ряда моделей силовых агрегатов применение подобных спецсредств даже опасно. На практике были случаи выхода из строя поршней из-за слишком быстрого воспламенения и горения веществ, которые содержатся в подобных средствах.

Нужно помнить, что только зимние сорта дизтоплива, у которых меньше вязкость и меньше скорость возрастания вязкости при понижении температуры, могут обеспечить стабильно надежную работу мотора в холодные сезоны года. Добавки же в горючее бензина или керосина не решат проблему в целом, поскольку мотор заведется, но другие необходимые свойства топлива будут существенно ухудшены.

Наиболее правильным будет применение так называемых депрессорных присадок, особенно в межсезонье, когда вполне вероятно отсутствия зимних сортов горючего на заправках. У нас, к несчастью, часты случаи, когда работников АЗС уверяют, что сорт солярки зимний, а в бак все равно заливается летнее, а в лучшем случае, мешанина летнего с зимним. Наиболее характерно это в первые недели после начала заморозков. Поэтому будьте внимательны, чтобы не получить ненужные проблемы.

 

Возврат к списку